суббота, 2 августа 2014 г.

Так что же такое обозначает бязь, сатин и другие названия тканей?

По роду своей деятельности очень часто сталкиваю с мнением  покупателей что бязь или сатин – это обязательно 100 % хлопок.

Так что же эти слова значат на самом деле?

Давайте разбираться вместе.



Википедия утверждает:
Бязь (араб. ‎‎ [bäzz]) — хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения, бумажный холст, бурметь. Бязь выпускается суровой (неотделанной) и белёной, набивной и гладкокрашеной. Белёная бязь обычно называется полотном. Появилась в России в XVI веке, а в старину привозилась из Азии.

Однако у текстильной промышленности на этот счет есть свое мнение. Из основ текстильной науки (не буду загружать Вас всякими терминами, только суть):

Виды плетения тканей

Существуют четыре класса ткацких переплетений:

1. Простые
2. Мелкоузорчатые
3. Сложные
4. Крупноузорчатые.

I. Виды простых плетений:

Полотняное переплетение

Полотняное переплетение напоминает шахматную доску. Ткань получается плотная, прочная и
достаточно жёсткая.

С помощью этого вида производят ткани: бязь, ситец, батист, миткаль, крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон, льняные полотна, шерстяное сукно и др.

Саржевое переплетение

Саржевое переплетение образует рубчик по диагонали сверху вниз слева направо. Число нитей не меньше трёх.

С помощью этого вида производят ткани: полушелковые подкладочные ткани, полушерстяные ткани на х/б основе.



Сатиновое/атласное


Сатиновое/атласное переплетение имеет не менее пяти нитей. При каждой новой прокладке ткацкий рисунок сдвигается хотя бы на две нити. Лицевой застил в сатине  образуется из уточных нитей (т.е. уток перекрывает нити основы), а в атласе – из основных. Удлинённые перекрытия придают тканям устойчивость к трению и блеск, но слабое закрепление увеличивает осыпаемость края.
С помощью этого вида производят ткани: сатин, атлас, ластик и др.



Для большей наглядности привожу примеры плетений 



II. Виды мелкоузорчатых плетений:

 Производные - образуются путём усложнения простых переплетений.

Репсовое плетение


Репсовое
С помощью этого вида производят ткани: х/б и шёлковые репсы, фланель, некоторые плательные и костюмные шерстяные полотна, репсовые ленты.




Рогожка


Рогожка
С помощью этого вида производят ткани: х/б и льняные рогожки, некоторые шёлковые и шерстяные ткани.




Усиленный сатин


У сатина также есть производные переплетения:
- усиленные сатин и атлас применяют для изготовления сукна, замши, молескина.




Давайте посмотрим как это выглядит на ткани.





Рельефные


Комбинированные - образуются путём чередования простых переплетений. Бывают: продольно- и поперечнополосатые, рельефные, креповые и просвечивающие.
Приведу пример только рельефного, он чаще всего встречается в нашем обиходе в виде вафельных полотенец.


III. Виды сложных переплетений:

Двухлицевое
Двухлицевые - три нити с разным цветом и качеством лицевой и изнаночной сторон;

Двухслойные  – четыре или пять нитей, которые плотно переплетаются между собой или образующие две ткани, соединённые дополнительной нитью.

С помощью этого вида производят ткани: драпы, шерстяные пальтовые ткани, х/б байка, сатин-трико и др.

Пике – рельефное  плетение. Здесь третья нить участвует в создании выпуклых узоров за счет стягивания полотна.
Часто применяется в изготовлении полотен для шарфов, пледов и покрывал.

Ворсовые - две нити создают полотно, а третья – образует ворс.
С помощью этого вида производят ткани: бархат, полубархат, велюр, вельвет, плюш и мех на тканой основе.

Петельные – принцип как у ворсового, только третья нить образует петли.
С помощью этого вида производят все махровые ткани.

Перевивочные - одна нить как змея, обвивает основу то с одной, то с другой стороны, создавая ажур.
С помощью этого вида производят ткани: блузочные, сорочечные, платьные ажурные  и кружева.

IV. Виды крупноузорчатых плетений

Производят только на жаккардовых станках. Здесь нет придела фантазии, можно создавать рисунки с геометрическим и растительным орнаментом, цветочные узоры, сюжетные композиции в гобеленовых полотнах. Почему то сразу вспоминаются бабушкины ручники и коврики
Простые - две системы нитей и применяются для создания скатертей, салфеток, полотенец.
С помощью этого вида производят ткани: сатин-жаккард, альпак, штоф, парча, льняные портьерные и бельевые полотна, некоторые пальтовые ткани.

Сложные – образуются минимум, из трёх нитей и могут иметь разнообразные по фактуре узоры: ворсовые, петельные, рельефные, плоские многоцветные.
С помощью этого вида производят ткани: ковры, гобелены, покрывала, мебельные и декоративные ткани и пр.

 Вот мы и ознакомились вкратце со всеми переплетениями и теперь, как вы заметили ни в одном из них, нет упоминания  о хлопке, это можно сделать и из бумаги как на фото с плетением сатина и назвать сатином

 О составе ткани мы поговорим в следующей статье…

Мои выводы:

Бязь – ткань простого полотняного плетения, плотная, прочная, но жесткая;

Сатин – ткань простое сатиновое/атласное переплетение, имеет блеск, приятнее бязи на ощупь, в принципе устойчивая, но нужно хорошо обрабатывать края, чтоб не сыпалась;

Больше всего меня привлекает Сатин-жаккард – однотонное белье может иметь любой узор за счет переплетения нитей, имеет блеск и намного прочнее бязи.

Поделиться своими выводами Вы всегда можете в комментариях.

Приятных покупок!







Комментариев нет :

Отправить комментарий